Главная > „Заметки о Серой комнате“ - обзоры плёночных фотоаппаратов и объективов.

 
Когда долгое фотографировние на цифру приводит к застою, самое время вспомнить старую, доцифровую эпоху и попробовать вернуться к плёнке, но уже на новом витке технического развития. Я дорос до съёмки короткофокусными объективами и мне стал необходим полный кадр.
Пока любительством горим,
Запасы в морозилке живы,
Товарищ, плёнке посвятим
Души прекрасные порывы!
почти Пушкин
Любительство на плёнке обходится мне гораздо дешевле покупки б/у Nikon D700 или другой полнокадровой цифротушки. Полагаю, у читателя, наверняка, возник вопрос: „А зачем? Плёнка давно умерла и слава богу“. Нет, ребята, отвечу я вам словами Высоцкого: „она затаилась на время“. Имеющийся фотоопыт и 12 лет, надоевшей хуже горькой редьки, цифры позволяет посмотреть на плёнку под другим углом зрения именно тогда (а такой момент наступает у многих), когда цифра „приедается“. Пропадает интерес к съёмке – всё одно и то же. Хочется новых (пусть и хорошо забытых) ощущений, других приёмов фотографирования. Других результатов, в конце концов; пусть и худших. Классическая плёночная фотография ассоциируется с Тёмной комнатой фотолаборатории, цифровая - со Светлой
  (LightRoom), а гибридная, которой занимаюсь я, получается Серой. Не стану писать, что плёнка лучше цифры (иногда, возвращаясь к D50, с отвычки просто поражаюсь резкости и детализации картинки); в первом приближении, смысл плёнки заключается в растянутости процесса получения конечного результата, что даёт приятный эффект ожидания.
 
Во втором приближении ещё интереснее. Не секрет, что фотография редко бывает похожей на тот кусочек реального мира, который попал в видоискатель. Фотограф с аппаратом в руках не „ксерокс реальности“, а его интерпретатор. Когда плёнка находится в проявке, я вспоминаю отснятые на неё кадры и пробую представить итоговую фотографию с каждого из них такой, какой она будет опубликована, если понравится. Психологи называют это „дожиганием“. И за год съёмки на плёнку, стал замечать, что это помогает развиться „обратной связи“ – способности найти в реальном мире кусочки, которые могут превратиться в хорошие фотографии. Будучи цифрозеркальщиком, мне нужно было сделать кадр и посмотреть его на экранчике. Но даже это мало помогало – он и на экранчике мало похож на итоговую фотографию. Таким образом, плёнка учит умению находить „куски мрамора“ их которых получатся хорошие „скульптуры“, после того как автор „отсечёт всё лишнее“. Постепенно стал фотографировать меньше, но лучше. Мне не нужно приносить с прогулки 150 - 200 кадров, как 3 - 4 года назад. Сейчас я делаю 37 кадров с таким же количеством годных для публикации фотографий, что и раньше.
„Фотоаппарат — не орудие труда, а игрушка; фотограф — это не рабочий, а игрок: не «Homo faber», а «Homo ludens».
Только фотограф играет не игрушкой, а против игрушки. Он внедряется в аппарат, чтобы вывести на свет скрытый в нём замысел“

Вилем Флюссер «За философию фотографии»
Золотые слова. Производители фототехники всячески стараются превратить нас в детей, которые играют фотоаппаратом, как игрушкой. А игрушки быстро надоедают, и хочется новых. Продвинутые фотолюбители, в большинстве своём, превратились в ждунов (примеры тем на форумах 1, 2 ); выход каждой новой камеры сопровождается такими фразами: „Уже хочу эту камеру, нет подожду годик – будет ясно, что за фрукт“. В нас заботливо взращивается Ребёнок с жизненным кредо «Хочу!» и он вытеснил Взрослого с его приземлённым «А зафигом?». Кому-то это нравится; мне – нет. Давно пора повзрослеть!
Будучи уже опытным фотолюбителем-цифрозеркальщиком, часто попадал в ситуацию: „кадр есть, возможность его сделать тоже, а камера осталась дома“. Сейчас, такие кадры: 1, 2, 3, 4 я уже не упущу. Носить с собой цифрозеркалку каждый день можно, но сложно. Я знал фотолюбителей, которые таскали рюкзак с техникой каждый день, чтобы быть во всеоружии. Заканчивалось это тем, что интересные сюжеты пропадали напрочь (кстати, одно наблюдение), а к рюкзаку возникала ненависть. Пробовал носить цифрокомпакт – нормально, с точки зрения непропускаемости чего-либо интересного, но качество картинки оставляет желать лучшего. Компакты не позволяют выключить камерный шумодав, который убивает мелкие детали на светлом фоне, а те, что позволяют снимать в RAW, фактически не являются компактными (просьюмерки). Зимой, в мокрый снег, вытаскивать компакт не хочется – хобот объектива увезёт внутрь капли от растаявших снежинок. Примитивная цифра мобильников резко рубит яркие света, что напрочь „выбивает“ небо, делая его белым.

Попробуйте сделать такой снимок недорогим цифрокомпактом или мобилой. Будет ли виден человечек на знаке, прикрывающем солнце и тонкий провод в небе? Плавная плёночная S-образная кривая передачи яркости позволяет получить небо голубого цвета и при этом не потерять детали в тенях. Вот только не сочтите меня противником мобильной цифры – сейчас, в качестве запасной камеры к плёнкотушке, я ношу китайский смартфон со вполне приличной камерой. Но, конечно, без экспобрекетинга (который там есть) и последующей обработки в ФотоШопе, красивый кадр получить сложно.

Для плёнки я сделал из цифрозеркала ФотоСканирующую Установку дабы не связываться с фотолабами. Это позволяет получить очень хороший результат и сэкономить немалые деньги на стороннее сканирование или избежать затрат на покупку хорошего сканера.

Мы все слишком поторопились хоронить плёнку. Гибридная технология добавляет к достоинствам плёнки возможности цифры; в результате получается нечто более интересное, чем цифра и не такое мокрое, как классическая фотопечать.

Однако, по всем объективным параметрам (резкость, детализация, контраст, высокая чувствительность и возможность правки баланса белого) цифра намного лучше. Но, по субъективным ощущениям, фотографирование на плёнку приятнее. И ничего с этим нельзя поделать. Хотя те, кому сейчас 18 - 25 лет, могут меня не понять. Для такого субъективизма надо „пожить“ и научиться „чувствовать фотографию“. Я имею в виду фотографию не только как файл или отпечаток, но и как процесс познания окружающего мира.

Я опробовал несколько вариантов, когда искал подходящую для повседневного ношения камеру. Поначалу остановился на ФЭД-50, затем, когда он стал мне тесен по углу обзора, поснимал на Canon Prima BF-800: очень узкий диапазон изменения выдержек, съёмка против солнца – просто беда. Canon super 28v всем хороша, но неконтролируемость экспопараметров иногда приводила к обидной потере кадра. Olympus LT-1 просто красавчик, но угол обзора узковат. Первый Зоркий с Tessar 8/28 всем хорош: широкий угол обзора, контроль экспопараметров, компактность и бесшумность, но с револьверным видиком он всё-таки громоздок. Эликон-535 неплох.
Что же выбрать для повседневного ношения? А ничего не выбирать! Чередовать их надо. И не забивать себе голову поиском идеала. Нету его. И не было никогда. Разнообразие и свежесть ощущений – вот путь истинного „охотника до фотографии“.

Поделюсь с читателем информацией про объективы и тушки, которые я опробовал в процессе поиска „идеала“. Камеры и объективы расположены не в алфавитном порядке, а в том, в котором я их изучал, советую читать обзоры по столбцам.

Пиктограмма с деревом, возле названия объектива, указывает на то, что в обзор были добавлены фотографии.

 
Тушки
Объективы
Аксессуары
  Зоркий-6

ФЭД-2

первый Зоркий

Зоркий-4

Nikon F2A

ФЭД-Микрон

ФЭД-50

Nikon FE

Canon BF-800

Canon super 28v

Olympus LT-1

Sunpet 35mm

Pentax Espio 200

Эликон-535

Praktica LLC

Зенит-TTL

Зенит-122

Зенит-АПк

Зоркий-10

Смена-35

Одноразовые мыльницы:
   Kodak HD
   CVS

ФЭД-5В
Юпитер-3 1.5/50

Юпитер-12 2.8/35

Индустар-69 2.8/28

Орион-15 6/28

CZJ Tessar 8/28

Nikkor 20/4 Ai

Индустар-50-2 3.5/50

Мир-24Н 2/35

Мир-1Ш 2.8/37

МС Зенитар-Н 2.8/16

Юпитер-8 с линзой

Weltblick 3.5/35

Мир-20М 3.5/20

Вариозенитар-К 25-45/2.8-3.5

CZJ Tessar 2.8/75

Асферон 29/5.6

ТигровыйГлаз 18/45
Экспонометр „Ленинград-4“

ВУ - видоискатель универсальный

Дальномер „Блик“

Светосинхронизатор СФ-8А

Экспонометр „ОПТЭК“

Фото-сканирующая установка

Кулон-экспонометр
  Таблица габаритов и веса

© necster , 2012 - 2016